Алексей Кубрак, сертифицированный бизнес-тренер, фасилитатор
Меня часто спрашивают: «Что такое фасилитация? Что такое модерация? И есть ли разница между ними?»
Фасилитация - это профессиональная организация процесса групповой работы (планерки, совещания, стратегической сессии), направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей.
Для ответа на вопрос о разнице между фасилитацией и модерацией расскажу историю из жизни.
Однажды я был на тренинге «Фасилитация» у тренера из Великобритании. Позже я прошел тренинг «Модерация», который вёл бизнес-тренер из Германии. При этом, во многом они говорили про одно и тоже: использовали похожие и/или те же самые техники, одни и те же карты, доски, метки для голосования, придерживались одинаковых принципов, следили за позицией фасилитатора «управлять процессом и быть нейтральным к содержанию».
Обсуждая с коллегами-фасилитаторами эту тему, от одного из них я услышал предположение, что так сложилось исторически: в Англии используют слово «фасилитация», в Германии – «модерация».
В России «в ходу» оба слова 🙂
Я понимаю под этими терминами одно и то же явление - управление ходом группового обсуждения. Отношусь к этим словам как синонимам, хотя в работе чаще использую слово «фасилитация».