Для многих отраслей бизнеса 2008 год стал показательным по результатам деятельности. В сравнении с ним 2009 год стал провальным для большинства предприятий и организаций. Не избежали этой участи и консалтинговые Компании.
А как выглядит в этом сравнении год уходящий? Можно ли говорить об оптимистичном прогнозе на 2011 год? Поразмышляем о таких направлениях консалтингового бизнеса, как бизнес-обучение, управленческий и кадровый консалтинг.
В 2010 году наметилось безусловное увеличение спроса на бизнес-тренинги. В первую очередь, корпоративные. Показатели пассивных продаж семинаров-тренингов превзошли показатели активных продаж 2009 года. Количество входящих звонков с запросами на бизнес-обучение в среднем возросло на 28 %.
Отрадно, что Заказчики от фри-ланцеров снова повернулись лицом к обучающим и тренинговым Компаниям. Если в 2009 году некоторые тренинговые Компании сворачивали или изменяли направления своей деятельности, то сегодня Заказчики имеют возможность провести тендер и сделать свой выбор в пользу той тренинговой Компании, услуги которой устраивают по качеству, содержанию, цене или другим критериям.
Контингент слушателей расширился. К привычным специалистам, руководителям среднего звена и ТОП-менеджерам впервые в нашей практике добавился техперсонал. Компании, оказывающие качественные сервис-услуги, не оставляют шанса мелочам. Навыки клиент-ориентированного обслуживания стали базовыми компетенциями не только для специалистов, оказывающих услуги, но и для обслуживающего персонала. Наиболее востребованными направлениями в бизнес-обучении остались «Технология управления процессами и персоналом», «Мастерство продаж», «Эффективные переговоры», «Технология клиент-ориентированного обслуживания», «Управление процессом деловой коммуникации», «Командообразование». Именно 2010 год дал старт новым темам и сформировал спрос на интегрированные темы: «Эмоциональные продажи», «Сервис, развивающий личность», «Коммуникация в продажах», «Нестандартные подходы в принятии управленческих решений», «Креативность в бизнесе», «Формирование команды Лидеров» и др. Такая же тенденция наблюдается и в ведущих обучающих компаниях России. Кстати, увеличилось количество предложений о сотрудничестве от московских и питерских Компаний. Кроме этого, в 2010 году столичные Компании стали более активно организовывать и проводить собственными силами свои бизнес-тренинги в ЮФО.
Наблюдается устойчивая динамика роста повторных заказов: Компании, заказавшие конкретный семинар-тренинг, возвращаются за новыми программами, услугами, формируют систему обучения персонала. Еще один немаловажный факт – увеличилось количество новых Компаний, впервые обратившихся с запросом на бизнес-обучение. При этом значительно возросла доля малых и средних предприятий. Активизировали позицию по отношению к бизнес-обучению предприятия и администрации края. География продаж консалтинговых услуг в 2010 г. более активно распространилась на Армавир, Курганинск, Майкоп, Новороссийск, Сочи и другие города и населенные пункты края.
И в какой же бочке меда нет ложки дегтя? Сложнее в этом году было собирать открытые тренинги. Независимо от организации продаж, такая тенденция наблюдается у большинства консалтинговых Компаний города. Приглашая известного московского специалиста в Краснодар, частные лица и Компании порой рискуют в лучшем случае «выйти в ноль» - не всегда собирается полноценная группа. При этом на тот же тренинг в Новосибирске набирают до 3-х групп. Готовность к обучению в нашем крае оставляет желать лучшего. Очень надеемся, что это лучшее ждет нас в 2011 году.
Обучающие семинары-тренинги стали в 2010 году активно формировать спрос на консалтинговые услуги. Только обучать персонал и ничего не изменять в его деятельности сегодня могут себе позволить Компании с хорошо простроенными бизнес-процессами, оптимизированной организационной структурой, сформированной корпоративной культурой и т.д. А там, где этого нет, даже обученный персонал не в силах показывать стабильно максимальные результаты.
Отчасти поэтому отмечена позитивная динамика в управленческом и кадровом консалтинге. В 2010 году доля консалтинговых услуг в структуре доходов заметно возросла и практически достигла уровня докризисного 2008 года. Лидерами продаж 2010 года стали проекты по разработке и внедрению: Системы аттестации персонала, Системы бюджетирования, Системы мотивации, Системы продаж. И в 2011 году наиболее востребованными останутся услуги по разработке и внедрению Корпоративных норм и правил поведения и взаимодействия, Должностных инструкций, Стандартов деятельности, услуги по Оптимизации основных бизнес-процессов. Актуальной будет оценка персонала по технологии Assessment center и услуга «Тайный покупатель». Отрадно, что Компании, заказывающие услугу «Тайный покупатель», не ограничиваются только формированием отчетов и применением рычагов поощрения и наказания. Администрация простраивает систему работы с персоналом по итогам оценки качества деятельности специалистов.
Увеличилось количество запросов руководителей и владельцев Компаний на услуги коучинга (индивидуальное сопровождение Руководителя). Появились запросы на программы подготовки коучей и бизнес-тренеров. В 2011 году, скорее всего, возрастет спрос на индивидуально разработанные программы, на программы, уникальные по содержанию и формам проведения. Продолжится тенденция формирования систем обучения персонала. Доля корпоративного обучения продолжит увеличиваться относительно доли открытых семинаров-тренингов. Должен возрасти спрос на консалтинговые услуги по структурированию и развитию бизнеса.
На ноябрьской региональной конференции «Бизнес-план 2011», посвященной формированию стратегии развития компаний Краснодарского края на 2011 год, бизнес-ситуация в целом признана умеренной с осторожным оптимизмом. Очень надеемся и искренне желаем всем, чтобы год 2011 упрочил и нарастил показатели года уходящего, а оптимизм стал уверенным и ярко выраженным! Для этого у нас есть все!