Устраивает ли вас качество российского образования?
Скорее, нет. Во-первых, система образования сегодня ориентирована на знания в большей степени, чем на формирование навыков. И это существенно влияет на качество. Во-вторых, школьное образование до невозможности размыто: в стране — изобилие учебников и пособий, разнообразие учебных программ и предметов. При ориентации многих отраслей на стандартизацию деятельности образование сегодня, при наличии формальных стандартов, фактически является вариативным, и на выходе из школы практически отсутствует обязательный для всех выпускников базовый уровень знаний. Хорошо освоенный, закрепленный, отработанный и являющийся инструментом для дальнейшего обучения и деятельности. При этом вузы имеют четко определенный уровень требований к знаниям и умениям абитуриентов. Удивительно, что этому явному отличию не уделяется должного внимания. Возможно, преднамеренно. Ведь именно эта дельта позволяет сегодня успешно существовать индустрии репетиторства, подготовительных курсов. Я не говорю, что это плохо. Просто сегодня репетиторов нанимают уже в начальной школе. И не потому, что ребенок слабый. Школьная программа так построена, что времени на понимание, закрепление и развитие базовых навыков нет. При этом, заметьте, эта программа с каждым годом расширяется и усложняется. В-третьих, уровень подготовленности выпускников школ, колледжей, вузов сегодня зависит от многих факторов. Повезло с учителем/преподавателем, со школой/вузом, с родителями — получаем эрудированного, уверенного в себе выпускника, готового осваивать новые знания и навыки. А если не повезло? Получается, что сама система образования под качество не заточена. И, конечно, нельзя не отметить социальный аспект: обесценивание знаний. Успешный, знающий выпускник школы без материальной поддержки сегодня имеет крайне мало шансов поступить в колледж или вуз. Наличие же возможностей у родителей легко компенсирует отсутствие знаний у выпускника, который пересек так называемый порог успешности. И процесс компенсации продолжает творить чудеса. Дети ресурсных родителей уже с третьего курса работают в компаниях своих пап и мам и просто оплачивают сессии. Отрадно, что даже при всех вышеописанных минусах наши выпускники и специалисты на голову выше своих сверстников и коллег из-за рубежа. Печально, что не они тянутся за нами, а мы идем по их пути.
Татьяна Владимирова, директор компании «Транс Бизнес Консалтинг-Юг»