Умение контролировать и распознавать эмоции сегодня становится залогом эффективной коммуникации с людьми и сохранения сбалансированного состояния. Модное нынче понятие EQ уже успело «обрасти» мифами, порой, абсолютно противоположными. Некоторые из них сегодня развенчаем:
Миф 1. Эмоциональная компетентность = жесткий контроль, умение держать эмоции в ежовых рукавицах. Эмоции – продукт эволюции, они выполняют важную сигнальную и адаптивную функцию в организме и регулируются на физиологическом уровне. Их подавление чревато последствиями, вплоть до ментальных расстройств и снижения качества жизни.
Миф 2. Если человек неэмоциональный, значит, у него низкий EQ. Чем больше эмоций, тем лучше. Количество и интенсивность эмоциональных реакций - не показатель уровня EQ. Человек может быть стеснительным и робким, но при этом, например, может умеет распознавать и конструктивно выражать эмоции.
Миф 3. EQ = прямой доступ к пульту управления чужими эмоциями и возможность манипулировать массовым сознанием. Слепой подбор инструментов развития EQ не даст впечатляющих результатов. Чтобы адекватно управлять чем-то, нужно понимать, чем именно. Осознание эмоций – важнейший этап развития EQ.
Миф 4. Все хотят быстрого результата. Разбираться, рефлексировать и анализировать эмоции скучно, то ли дело сразу погрузиться в инструменты и практики! Никаких спецэффектов. Эмоциональный интеллект – не волшебная палочка, меняющая жизнь к лучшему. Это комплекс навыков. И для его формирования необходимы время и регулярная практика.
И, напоследок…
Эмоциональный интеллект — не противоположность интеллекту как таковому, это не триумф сердца над разумом, но уникальное сочетание и того, и другого!
Дэвид Карузо