Когда мы помогаем другим, наш мозг выделяет серотонин (вызывает сильное чувство удовлетворенности жизнью), дофамин (усиливает мотивацию), окситоцин (отвечает за чувство привязанности, связи с другими людьми). Эта комбинация приводит нас в отличное расположение духа. Но когда потребность помогать и давать советы другим людям становятся неиссякаемой, мы помогаем уже не другим, а самим себе…
Несколько рекомендаций для того, чтобы Ваша поддержка была полезной обеим сторонам:
Будьте равным: партнером, а не спасителем
Если вы видите, что делаете для человека больше, чем он сам для себя, — это явный признак чрезмерной помощи. Делай не человеку лучше, а человека лучше – гласит принцип Таллиннской школы менеджеров. Нужно быть готовым позволить другому учиться на последствиях собственных решений, исправлять свои ошибки. Четкая взаимная договоренность и разделение ответственности ведет к взаимному успеху.
Не допускайте зависимости, отслеживая изменения к лучшему
Понимая, что человек уже может сделать сам, без вашей поддержки и страховки – отпускайте его. На вопрос – предложите найти ответ самому. В сложной ситуации – набросайте совместно решения. Благословите на самостоятельные действия в новой ситуации. Потом вместе проанализируйте, похвалите за достижение, обсудите – что МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ПО-ДРУГОМУ Ваш подопечный.
Выберите нужный уровень давления
Как нерешительные, так и чрезмерно жесткие наставники приходят к одному результату: их подопечные всегда будут нуждаться в их помощи. Высококлассным руководителям необходимо научиться правильному уровню давления на подчиненных: его должно быть достаточно, чтобы поддерживать в человеке уверенность и мотивацию при ощутимом прогрессе. Способствовать успеху других — почетное право. Ценная помощь — это не вы сами, а то, что человек сможет сделать без вас.
И, напоследок…
Чтобы воспользоваться хорошим советом, подчас, требуется не меньше ума, чем для того, чтобы дать хороший совет самому себе. Ф.Ларошфуко