Фасилитация нужна для того, чтобы облегчить работу группы людей над каким-либо вопросом. Но зачем облегчать? Действительно ли в этом есть необходимость? Да, действительно, в ряде случаев группе нужна помощь, чтобы договориться и принять решение. Дело в том, что естественный ход групповой дискуссии, например во время совещания, может испытывать ряд коммуникативных трудностей:
- кто-то много говорит, не может сам остановиться, и тем самым отвлекает внимание группы на себя и не даёт выступить другим;
- кто-то говорит мало или не высказывается вообще (по разным причинам: боится высказать мысли противоречащие лидеру, стесняется высказывать неординарные идеи, или ему не дают сказать «говоруны», а природная воспитанность и культура не позволят перебивать);
- люди не слушают и не воспринимают высказывание коллег, так как в это время заняты формулированием своего выступления;
- участники перебивают друг друга;
- участники критикуют друг друга, при этом резкие оценочные замечания «убивают» креативность и желание высказываться;
- люди с противоположными мнениями не стремятся понять другую точку зрения, грязнут в споре, иногда эти споры осложняются «переходом на личности»;
- в ходе дискуссии могут затрагиваться темы, не относящиеся к обсуждаемому вопросу, в результате чего дискуссия «размывается», затягивается, «уходит в сторону»;
- иногда уточняющие вопросы воспринимаются выступающим как критика и несогласие, что может повысить градус напряжения в группе;
- руководители, лидеры мнений, опытные, авторитетные, давно работающие сотрудники могут оказывать неосознанное влияние на искренность, спонтанность и лёгкость высказываний;
- члены группы с отличающийся позицией, находясь в меньшинстве, могут избегать выступлений;
- быстрые и активные участники дискуссии, предложив решение проблемы (естественно, самое правильное, по их мнению), ожидают от всех остальных принятия и присоединения к этому решению и др.
Все эти «барьеры» группового обсуждения и решения проблем можно преодолеть, используя специальные фасилитационные техники и приёмы. Например, включить в дискуссию «молчунов» и узнать их точку зрения позволяет техника «Сбор идей с помощью карт», когда каждый участник пишет свои идеи на модерационных картах. Затем все карты собираются фасилитатором и выносятся на общее обсуждение. Техника «Стекинг» задаёт очерёдность выступлений участников дискуссии (кто-то будет выступать первым, кто-то вторым и т.д.). Это позволяет человеку фокусироваться на выступлении коллег, а не на «выискивании» паузы, чтобы самому вступить в дискуссию.
Алексей Кубрак, сертифицированный бизнес-тренер, фасилитатор
И, напоследок...
Дискуссия – это обмен знаниями, спор – обмен невежеством.
Роберт Куиллен