Казалось бы, что сложного в задавании вопросов?! Они сами рвутся наружу, когда есть интерес, что-то непонятно, с чем-то не согласен. Для одних из нас – это так. Для других – совсем по-другому.
Негативный опыт реагирования на вопросы сформировал установку: «Спрашивать – плохо». Спрашивает тот, кто невнимателен, кто ничего не понимает, «не догоняет» и… Можно список продолжать. Спрашивать надо!!! Чтобы показать свою заинтересованность, чтобы уточнить информацию, «приблизиться к оленю» (как предлагает Владимир Тарасов), чтобы правильно понять.
Целей задавания вопросов много. Важно понимать, зачем ты задаёшь вопрос! Это правило раз.
Задав вопрос – дождаться ответа. Не спешить отвечать или переходить к следующей части коммуникации. Это – второе правило.
Задав вопрос – «добиться» (в самом добром смысле этого слова) ответа. Если спрашиваете, значит, Вам важна информация, которую даст отвечающий. Получите её! Это – три.
Если человек затрудняется ответить на Ваш вопрос, переформулируйте его. Или – предложите варианты ответа. Четыре.
Поблагодарите за ответ. Закрепите у собеседника желание отвечать на Ваши вопросы. Это - пять.
И, напоследок…
Да не о том думай, что спросили, а о том — для чего? Догадаешься — для чего, тогда и поймёшь, как надо ответить.
Максим Горький