Современный мир одержим продуктивностью, суперэффективностью. Наш мозг и наш ритм жизни постоянно заточен на выполнение большого количества задач из списка. Как же сделать так, чтобы продуктивность и креативность не мешали друг другу, как создавать условия для творчества, для рождения нестандартных идей и решений?
Много лет назад Джеймс Уэбб Янг, начальник рекламного агентства на Мэдисон-авеню, написал подробное руководство по творчеству и назвал его «Методика создания идей». В этой книге Уэбб Янг напоминает, что «идея — это не больше и не меньше, чем сочетание старых компонентов». С его точки зрения, креативность — это способность создавать новые связи между знакомыми мыслями. Некоторые из предложенных автором методик создания новых идей могут вызвать у современного ревнителя продуктивности ярость. Например, предложение просто ничего не делать. Да-да, именно так! Суть метода в том, чтобы отвлечься от проблемы, максимально вытеснить ее из своего разума и поручить её решение подсознанию. Многие могут подтвердить, что этот испытанный временем метод действует. Лучшие идеи действительно порой приходят именно тогда, когда мы как будто ни о чём не думаем. Лин Мануэль Миранда рассказывал, что идея успешнейшего мюзикла «Гамильтон» пришла к нему, когда он пытался расслабиться на мексиканском пляже. Кевин Систром, создатель Instagram, тоже придумал свое знаменитое приложение во время морской прогулки. Ну и, конечно, всем известна история открытия периодической таблицы химических элементов. Да, Дмитрий Менделеев, размышлял над периодическим законом на протяжении не одного десятка лет, сутками напролет систематизировал химические элементы, многократно их комбинировал. Но, говорят, что собственно таблица, как решение о том, как именно, в каком порядке расставить химические элементы, пришла к ученому во сне. Специалисты по нейронаукам отметили бы, что именно в моменты отдыха наш мозг переходит в пассивный режим. Мы оказываемся в этом состоянии, когда отвлекаемся, и наши мысли уходят куда-то очень далеко. Именно в таком режиме вдруг как будто из ниоткуда и приходят новые идеи.
К сожалению, в современном обществе мы практически разучились погружать свой мозг в это удивительное пассивное состояние - состояние отдыха, скуки, дремы наяву. Ведь нас все время поджидают какие-нибудь внешние стимулы. Мир суперпродуктивности требует умения постоянно фокусироваться, а для создания новых идей необходим, порой прямо противоположный навык – умение расфокусироваться.
И, напоследок…
Креативность— это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили.