Не спеши реагировать на «безобразия»: увидев нечто неправильное, не спешите наказывать. Обозначьте, что увидели и пригласите участников к себе – допустим к 17 или на удобное время на следующий день. Часто бывает трудно сразу охватить ситуацию в комплексе взаимосвязей. Пауза позволит получить дополнительную информацию из других источников и точно выявить причины, не пытаясь воевать с последствиями оных. Иначе наказание будет не только неэффективным, но и несправедливым или фрагментарным. Максимально уместная, на мой взгляд «пауза» по ситуации, не требующей специального профессионального расследования: до 3 дней.
Не наказывайте в гневе: проступки сотрудников не вызывают положительных эмоций. А, наоборот, гнев, досаду, раздражение, обиду и т.п. Причём бывает, что и в «коктейле». Это естественно. Но – неправильно. Если начать процедуру наказания в таком состоянии, то вы никогда не получите нужного результата. Эмоции вы, таким образом, «слить» можете, а вот наказать справедливо – нет. Прежде чем приступать к наказанию, нужно успокоиться и восстановить полный контроль над своими эмоциями. Кстати, это ещё одна причина не спешить реагировать на «безобразие».
В процессе наказания не читайте «мораль»: это довольно распространённая ошибка. Пока вы поучаете, распекаете или обличаете подчинённого, он или тихо звереет, или расстраивается, или терпеливо пережидает поток вашего красноречия, размышляя о своём. «Мораль» не может побудить человека изменить свою точку зрения. Для этого нужны вопросы, так как именно оные заставляют человека включить мозг.
Наказание заканчивается после завершения наказания: это не тавтология. Типичная ошибка: после наказания руководитель начинает «добивать» подчинённого. Косыми взглядами, постоянными напоминаниями, поражением в правах и т.п. Что не даёт подчинённому надежды на исправление. Одни при таком режиме уходят в депрессию, другие в конфронтацию. Что нам с вами не надо.
Борьба, а не война: в процессе наказания всегда происходит некая психологическая борьба, вызванная тем, что наказываемый – естественно – не хочет видеть ситуацию в правильном свете. Но руководитель, увидев попытку борьбы, начинает войну. Результат борьбы: изменение позиции. Результат войны: уничтожение или порабощение противника. Вопрос: какой результат нам нужен?
Что делать, если свою ситуацию вы можете описать так «Мы их наказываем, наказываем – а что толку?» Правильное применение наказания не требует повторения. Если не получается – не надо искать другие способы влияния, надо менять режимы воздействия и оттачивать искусство наказания. Да, этому можно и нужно учиться. Где взять время? Руководитель не обязан работать, но обязан управлять. Именно этого ждёт от него компания. Результаты нужно получать не через свою пахоту, а через управление подчинёнными. Если вы пересмотрите свои приоритеты – от работы к управлению – то и время найдётся. Тем более, что «волшебных таблеток» в управлении нет.
Александр Фридман .Консультант и бизнес-тренер, управляющий партнёр консалтинговой компании «Amadeus Group», Латвия
И, напоследок…
Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.
Платон