г. Краснодар, ул. Одесская 48

8 (918) 222-88-02 tbk@tbk.com.ru

Оборотная сторона благодарности

Твой бизнес кофе

Специалисты по позитивной психологии поют дифирамбы признательности: они советуют почаще выражать благодарность и даже вести «благодарственный дневник». Однако в одном случае испытывать чувство признательности опасно — когда речь идет о конкуренции. Чтобы выяснить, как люди реагируют на благодарность со стороны участников переговоров, ученые провели пять экспериментов. В ходе одного из них (компьютерной симуляции) испытуемые должны были торговаться при покупке рюкзака. Те, кому на первое предложение цены продавец ответил с благодарностью («Большое спасибо, что предложили $60! Отличная цена»), во втором раунде переговоров назвали более низкую цену, чем те, кто получил нейтральный ответ («Увидел вашу ставку в $60, высылаю контрпредложение»). В ходе другого эксперимента участники должны были «сдать свою квартиру внаем». Те, кого благодарили за первую предложенную сумму аренды, далее торговались агрессивнее, чем те, чей потенциальный арендатор ответил нейтрально. Последующие признательности воспринимается как сигнал «я все прощу» и, пользуясь этим, люди зачастую доходят до обмана и лжи.

В ситуациях конкурентной борьбы «к выражению благодарности стоит подходит обдуманно», — говорят ученые. Чувствовать признательность за уступку, добавляют они, не возбраняется, но свои восторги лучше приберечь до подписания договора.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ «Thanks for Nothing: Expressing Gratitude Invites Exploitation by Competitors», Jeremy A. Yip и др. (рабочий документ)

 

И, напоследок...

Благодарность — одна из самых больших добродетелей. Но еще большая добродетель — чувство меры в претензии на благодарность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

6 872 Spam Comments Blocked so far by Spam Free Wordpress